Эта всегда противоречивая загородная недвижимость
Первое полугодие 2011 года миновало, а значит пора подводить его итоги. Мнениями, оценками, прогнозами и предсказаниями поделились главные эксперты в области коммерческой недвижимости и, в частности, загородной недвижимости Ленинградской области.Данными, касающимися предложения, поделилась компания «Петербургская недвижимость». Первое полугодие ознаменовалось поступлением в продажу 55 новых объектов; это на 25% больше, чем в аналогичный период 2010 года. Открыты для продажи очереди в уже продаваемых проектах: 7-ой очереди в проекте «Новое Минулово», 2-ой очереди в проектах «Ландыши», «Новая Дубровка», «Ландыши» и т. д. Более чем в половине случаев продаются только земельные участки без подряда; в остальных случаях недвижимость реализуется с подрядом на строительство коттеджа. Предложение, по оценкам экспертов «Петербургской недвижимости», достаточно велико и насчитывает 225 коттеджных поселков, что на 30% больше, чем в первом полугодии 2010 года.
Андрей Усманский, директор департамента загородной недвижимости АН «Becar», так объясняет задержку в реализации некоторых проектов: «Существует сложность в определении «выход проекта». Основные поселки были задуманы вообще в 2007-2008 годах. Ведь выход проекта – это не пятиминутное дело. У некоторых компаний процесс подготовки занял несколько лет, плюс нельзя не учитывать кризис, который отложил на какое-то время реализацию планов застройщиков».
Как мы отметили, более 50% предложений приходится на земельные участки без строительного подряда. Доля таких проектов стала ниже на 22%, чем в аналогичный период 2010 года. Именно на таких объектах загородной недвижимости, как отмечают аналитики «Петербургской недвижимости», сосредоточен основной спрос. Но это не мешает многим компаниям предлагать под реализацию участки с коттеджами, например, в поселках «Ахмузи» и «Горки».
При анализе показателей спроса необходимо также учитывать дифференциацию внутри него: в сегментах «эконом» и «средний» спросом пользовались дома площадью 90-140 квадратных метров. В «бизнес» сегменте - 160-200 кв. метров и в классе «элита» - 190-300 кв. метров. В территориальном плане предпочтение покупателей сосредотачивалось в основном на Всеволожском и Выборгском районах. Южные районы, например Гатчинский и Ломоносовский, подняли свой рейтинг в глазах покупателей за счет вывода новых проектов с привлекательными ценами.
Анализом цен на рынке загородной недвижимости также поделились специалисты компании «Петербургская недвижимость». Цены, по сравнению с прошлым полугодием снизились, - в «эконом» классе - на 20,8%, в «среднем» сегменте - на 11,1%, а в бизнес сегменте - на 6 %. Стоимость «элитной» загородной недвижимости пошла наперекор указанной тенденции и возросла на 10,2%. Эксперты склонны улавливать за понижением цен различные тенденции и процессы. Ольга Трошева, заместитель генерального директора «Петербургской недвижимости», опасается, что за снижением цен может скрываться и снижение качества продаваемой недвижимости в поселках. Рынок цен также очень сильно дифференцирован, отмечают эксперты - дифференциация очень часто зависит от расположения поселка, технических ресурсов и прозрачности документации.